Пояснительная записка
Данная образовательная программа составлена для обучающихся 5-11 классов. Модуль для освоения: «Инфо-фокус». Каждый обучающийся к концу года осваивает программу риторического практикума и начальных знаний профессии журналиста. Освоение знаний и способов мультимедиа осуществляется в ходе выполнения творческих заданий и проектной деятельности. Осознание учащимися достигаемых результатов происходят через рефлексию. Творческие задания в рамках программы – эвристические. Это повышает мотивацию и результативность обучения.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №172, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р), письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
Уровень программы — базовый. Предполагает развитие специальных способностей обучающихся в целях максимальной самореализации и самораскрытия личности; формирование индивидуальных способов деятельности, поиск новых средств, материалов и технологий работы; творчество, авторство; максимальную самостоятельность в разработке планов-проектов и реализации их в изделиях.
Направленность программы социально-педагогическая.
Актуальность программы Для достижения цели и выполнения задач используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Новизна программы
Программа представляет собой модель организации педагогической деятельности, направленной на решение важной задачи – организации выпуска телевизионных продуктов для детей среднего школьного возраста силами детского коллектива. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность практически применять навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая обучающихся в систему средств массовой коммуникации общества.
Цель программы: Овладение навыками журналистского мастерства.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование умения собирать информацию, обрабатывать и проверять ее, а также выделять аргументы и факты;
- формирование умения работать в коллективе;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие умения устного и письменного выступления;
- развитие умения работать с текстом.
Воспитательные:
- формирование навыков культуры речи;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
- воспитать умение эффективно работать в команде и индивидуально, над решением нестандартных задач;
- способствовать формированию у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
Адресат программы: обучающиеся 10 -17 лет.
При разработке Программы учитывались характерные для среднего
школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов, а также развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик образовательной программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей среднего школьного возраста.
Сроки реализации программы — 9 месяцев (68 час).
Режим занятий
Занятия походят 2 раза в неделю по 1 часу с 10-минутным перерывом на перемену.
Форма занятий: групповая. Количество учащихся в группе минимальное — 10, максимальное — 10. Используемые технологии обучения
информационные (формирование знаний, умений и навыков)
прикладные (формирование действенно-практической сферы)
Планируемые результаты программы:
Обучающиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- умеют оформить собранную информацию, обрабатывать и проверять ее, а также выделять аргументы и факты;
- умеют работать в коллективе;
- умеют владеть основными навыками журналистского мастерства.
- умеют оформить письменную речь и подготовиться к выступлению;
- владеют способами работы с изученными программами и оборудованием;
- имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании печатной продукции;
- имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты мультимедиа проектов;
- способны, осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по разработке проектов.
В ходе года обучения обучающиеся создадут:
Портфолио личных творческих работ.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности:
Оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного и текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (Конференции. Портфолио), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам программы. Основой для оценивания деятельности обучающихся являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы обучающихся.
Учащийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — создаваемого мультимедийного проекта.
Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий;
2) взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
4) текущая диагностика и оценка педагогом деятельности обучающихся;
5) итоговая оценка деятельности по образовательной программе в форме защиты портфолио в рамках итоговой конференции;
6) итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом, выполняемая в форме образовательной характеристики;
7) независимая экспертная оценка творческих работ (работы) обучающегося в рамках конкурсов, олимпиад, конференций различного ранга.
Предметом контроля и оценки являются образовательные продукты обучающихся. Критерии оценки качества текстов и выступления :
- соблюдение языковых (орфографических и стилистических) норм;
- уровень владения законами репортажа в журналистике;
- оригинальность подачи материалов;
- неординарные приемы, используемые в тексте и выступлении;
- по оригинальности составных частей текста (иллюстрация, заголовок и т.д.);
- по целесообразности выбора жанра, для реализации поставленной задачи;
- информационной и эстетической ценности выступления
Уровень развития у обучающегося личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце программы. С помощью наблюдения, тестирования, анализа образовательной продукции обучающихся, педагог оценивает уровень развития личностных качеств обучающихся по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: дизайнерские, коммуникативные, креативные, оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в форме защиты портфолио творческих работ по модулю программы на итоговой конференции. Формой итоговой оценки каждого обучающегося выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения 1-го года обучения по программе и каждого из направлений индивидуального маршрута (если имеется).
Педагогический контроль по освоению программы:
Осуществляется путем проведения зачетных тестирований, защиты творческих работ по каждому блоку программы.
Итоговый проект готовится обучающимся самостоятельно, сдается за день до защиты, защищается и оценивается в день итогового занятия на конференции.
Форма проведения итоговой аттестации:
Итоговая аттестация проводится в форме устного зачета и защиты портфолио творческих работ на итоговой конференции. Оценивается по итогам ответа и по результатам защиты творческой работы, которая выполняется учащимися самостоятельно.
Творческая работа (портфолио работ, проект) защищается и оценивается в день итоговой аттестации.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | ||
Всего | Теория
|
Практика
|
||
1 | Введение в предмет «Инфо-фокус» | 7 | 3 | 4 |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Видео урок: Ты и твоя профессия | 1 | 2 | ||
2 | Риторика как предмет | 17 | 13 | 4 |
Риторический практикум | 1 | |||
Риторический практикум | 1 | |||
Доклады о журналистах | 1 | 1 | ||
Скороговорки | 1 | |||
Интонационная выразительность речи | 1 | 1 | ||
Работа с цитатами | 1 | |||
Дикция в звучащей речи | 1 | |||
Композиция речи | 1 | |||
Логика речи | 1 | |||
Искусство спора | 1 | 1 | ||
Психотехника речи | 1 | |||
Выступления | 1 | |||
Дебаты с участием гостей | 1 | 1 | ||
3 | Источники информации | 10 | 5 | 5 |
Виды газет, их назначение. | 1 | |||
Публицистический стиль написания текстов | 2 | 3 | ||
Необычные тексты | 1 | |||
Разнообразие газетных жанров | 1 | 2 | ||
Законы репортажа | 1 | |||
4 | Подготовка презентации в программе Power Point | 16 | 10 | 6 |
Знакомство с программой Power Point | 1 | |||
Социологический опрос | 1 | 1 | ||
Детская презентация по темам модуля | 1 | 1 | ||
Работа с с программой Power Point | 1 | |||
Детская презентация по темам модуля | 1 | 1 | ||
Детская презентация по темам модуля | 1 | 1 | ||
Детская презентация по темам модуля | 1 | 1 | ||
Детская презентация по темам модуля | 1 | 1 | ||
Детская презентация по темам модуля | 1 | |||
Детская презентация по темам модуля | 1 | |||
5 | Аттестация | 9 | 2 | 7 |
Промежуточная аттестация | 1 | 2 | ||
Написание самостоятельного репортажа по заданному алгоритму | 1 | 2 | ||
Итоговая аттестация | 3 | |||
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | — |
7 | Просмотр и обсуждение видеофильма | 8 | 4 | 4 |
Итого | 68 | 38 | 30 |
Методическое обеспечение
В основе образовательного процесса по реализации программы лежит технология разноуровнего обучения, суть которого заключается в обеспечении усвоения учебного материала каждым учащимся в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др); уровень обученности в рамках изучаемого предмета (сформированные у обучающихся знания, способы деятельности).
На занятиях широко используются групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала:
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция с элементами беседы, дискуссия;
- практические: упражнения, семинары;
- видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
- акцент на активную собственную позицию и интерес ребенка в процессе обучения;
- приоритет интерактивных форм работы – преобладание практики над теорией;
- широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий;
- учет возрастных особенностей обучающихся.
Для эффективной реализации программы предполагается использование следующих методических и дидактических материалов:
- методические рекомендациипо курсу «Основы журналистики» Федерального института развития образования Минобрнауки России;
- «Методическое пособие» по реализации программы — включает в себя описание методик, заданий и игр, применяемых при ее реализации;
- «Сборник образовательных кейсов»(далее – Кейс) — набор методических материалов, уроков, презентаций, сгруппированных по темам с учетом возрастных групп обучающихся. Кейс определяет цели, задачи и основные ключевые образовательные акценты конкретного тематического модуля. Он определяет объем содержания, фиксирует основные понятийные акценты и определения, содержит информационный материал, конкретные задания и упражнения по темам модуля, содержит блок дополнительных и раздаточных материалов (фото-, видео-, аудио-).
Дидактическое обеспечение
- разработки педагога для обеспечения образовательного процесса (разработки уроков, мастер-классов, видеопрезентаций на тему «Профессия телеведущий»; «Репортаж от А до Я»);
- разработки информационного характера для проведения занятий: визуальные схемы и слайды основных понятий и терминов (к примеру, слайды «Стили речи», что такое «Стенд-Ап» и др.);
- дидактический материал «Советы юным журналистам», подборка журнальных статей «Интересные факты о ТВ»;
- инструкции по ТБ и пожарной безопасности;
- наглядное пособие написания видеосюжетов (подборка текстов написания видеосюжетов);
- видеоматериалы и мастерклассы (сайт Ютуб «Детская телестудия Фокус);
- дополнительная литература для учащихся.
Техническое обеспечение
- классная доска;
- компьютер;
- ноутбуки — 4 шт.;
- принтер;
- экран;
- проектор;
- микрофон — 2 шт.;
- соответствующее программное обеспечение на компьютерах (Microsoft Office Publisher, Word, Photoshop, Moviemaker);
- CD, DWD диски, флеш-карты (электронные носители);
- наушники — 4 шт.;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
- Бекасов, Д.Г. Корреспонденция, статья — жанры публицистики. — Москва: Изд-во МГУ, 1972.-80с.
- Белановский, С.А. Методика и техника фокусированного интервью. — Москва: Наука, 2015.-352с.
- Беневоленская, Т.А. О языке и стиле газетного очерка. — Москва: МГУ, 1973.-86с.
- Бэдли, Х. Как монтировать любительский фильм. Москва:Искусство / Х. Бэдли. — Москва – 1971г -80с.
- Гадалко, А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. — Москва: Просвещение, 1995.-48с.
- Гвоздев, Л. З. Техника интервью: Учебное пособие. – Москва: Гендальф, 2014.-9с.
- Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. — Москва: МГУ, 2015.-64с.
- Горохов, В.М. Слагаемые мастерства. — Москва: Мысль, 2013.-160с.
- Лазутина, Г.В. Технология и методика журналистского творчества. — Моасква: МГУ, 2000.-240с.
- Рэндалл, Д. Универсальный журналист. — Великий Новгород; Санкт-Петербург, 2011.-368с.
- Симкин, Я.Р. Сатирическая публицистика. — Ростов-на-Дону: Рост.ун-та, 1976.-147с.
- Стрельцов, Б.В. Основы публицистики. Жанры. — Москва: Университетское, 2015.-239с.
- Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. — Москва: Гендальф, 1998.-254с.
- Тертычный, А.А. Психология публицистического убеждения. — Москва: МГУ, 1989.-63с.
- Цвик, В.Л. Введение в журналистику. — Москва: МНЭПУ, 2012.-137с.
- Черепахов, М.С. Заметка и корреспонденция. — Москва: МГУ, 1984.- 95с.
- Черепахов, М.С. Проблемы теории публицистики. – Москва: Мысль,1973.-272с.
- Шостак, М.И. Журналист и его произведение. — Москва: Гендальф, 1998.-96с.
Литература для учащихся:
- Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. — Москва: МГУ, 2015.-64с.
- Горохов, В.М. Слагаемые мастерства. — Москва: Мысль, 2014.-160с.
- Есин, Б.И. История русской журналистики 19 века. — Москва: Высшая школа, 1989.-240с.
- Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. — Москва: Мысль, 1969.-399с.
- Засорина, Т., Федосова, Н. Профессия — журналист. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014.-318с.
- Есин, Б.И. История русской журналистики: Хрестоматия, Москва: Высшая школа, 2000.-472с.
- Кузин, В.И. Психологическая культура журналиста. – Санкт Петербург: СПбГУ, 1998.-156с.
- Рэндалл, Д. Универсальный журналист. — Великий Новгород; Санкт-Петербург, Кириллица, 1999.-368с.
- Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. — Ростов-на-Дону: Рост.ун-та, 2001.-174с.
- Стрельцов, Б.В. Основы публицистики. Жанры. — Москва: Университетское, 1990.-239с.
- Цвик, В.Л. Введение в журналистику. — Москва: МНЭПУ, 2012.-137с.
- Черепахов, М.С. Заметка и корреспонденция. — Москва: МГУ, 2014.-60с.
- Шостак, М.И. Журналист и его произведение. — Москва: Гендальф, 1998.-96с.
- Шумилина, Т.В. Методы сбора информации в журналистике. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-80с.